Речь идет о тарифах на электроэнергию в зависимости от объема ее потребления.

    Премьер-министр Дмитрий Медведев предлагает предоставить российским регионам право самостоятельно решать вопросы по установке дифференцированных тарифов на электроэнергию для населения в зависимости от уровня потребления.

    «Первый (вопрос) касается тарифов на электроэнергию для населения. На сегодняшний день подготовлен и прошел общественное обсуждение проект постановления правительства. Этим документом планировалось ввести порядок расчета тарифа за электроэнергию в зависимости от объема ее потребления», — сказал Медведев на совещании по актуальным вопросам социально-экономического развития РФ, передает РИА Новости.

    Эта тема вызывает серьезную обеспокоенность у населения. «Есть обращения граждан, есть обращения и коллег-депутатов и губернаторов по этому поводу, а также результаты проведения пилотных проектов… Очевидно, что можно как минимум предоставить регионам право на самостоятельное принятие решений по целесообразности, механизму и срокам перехода на расчеты за коммунальные услуги по электроснабжению с применением соответствующей нормы», — отметил премьер, добавив, что такого рода нововведение было бы правильным.

 
 

    Минэнерго РФ подготовило проект постановления правительства, который предусматривает дифференциацию тарифов на электроэнергию для населения в зависимости от объемов потребления — до 150 кВт.ч в месяц, 150−600 кВт.ч в месяц и свыше 600 кВт.ч в месяц на одно домохозяйство.

    Для тех, кто попадает в категорию потребления до 150 кВт.ч, тариф на электроэнергию будет снижен на 2% от уровня, который будет применяться с июля 2016 года. Для категории потребителей от 150 до 600 кВт.ч тариф будет выше применяемого до 150 кВт.ч на 12%, свыше 600 кВт.ч — на 52%, но не выше экономически обоснованного тарифа на электроэнергию для населения.

    Кроме того, чтобы снизить объем перекрестного субсидирования, Минэнерго предложило ввести фиксированную абонентскую плату за содержание электросетей — в размере 20 рублей для одного домохозяйства в месяц с последующей индексацией на прогнозный уровень инфляции, напоминает РИА.

http://www.bigpowernews.ru/markets/document68321.phtml

 

Проблема низкой платежной дисциплины потребителей энергоресурсов стоит на сегодняшний день довольно остро, поэтому законодатель старается расширить перечень методов воздействия на различные группы потребителей с целью повышения платежной дисциплины, который включает: административные штрафы, ограничение режима потребления электроэнергии, неустойка, судебное разбирательство по взысканию задолженности, предоставление финансовых гарантий и иные методы. Однако перечисленные механизмы не позволяют полностью решить проблему, между тем сумма дебиторской задолженности за потребленные энергоресурсы с каждым годом только возрастает.

    По официальным данным НП «Совет рынка», по состоянию на 1 января 2014 года задолженность потребителей электроэнергии перед гарантирующими поставщиками составила около 135 млрд руб. Еще около 100 млрд руб. составила дебиторская задолженность прочих сбытовых компаний (независимых ЭСК и других). По итоговым данным НП «Совет рынка», по состоянию на 1 января 2014 года задолженность потребителей на розничных рынках электроэнергии выросла на 22,3 млрд руб. по сравнению с предыдущим периодом (с 2012 по 2013 год — на 35 млрд руб.).

    Стоит отметить, что проблемы, с которыми сталкиваются организации в сфере теплоснабжения по неплатежам различных групп потребителей, аналогичны тем, что встречаются в сфере электроэнергетики.

    Повысить платежную дисциплину потребителей энергоресурсов представляется возможным только посредством создания эффективных законодательных механизмов, стимулирующих к своевременному погашению задолженности потребителей на розничных рынках перед энергосбытовыми и сетевыми организациями. Для создания таких механизмов прежде всего необходимо определиться с причинами отказа потребителей энергоресурсов соблюдать имеющуюся платежную дисциплину.     Среди них:

1. Проблема низкой мотивации к оплате «неотключаемых потребителей».

Неотключаемые потребители – это потребители, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, поэтому ограничение подачи электроэнергии указанной категории потребителей запрещено на законодательном уровне. Невозможность ограничения поставок энергоресурсов указанным потребителям, а также наличие неэффективных санкций за нарушение ими платежной дисциплины приводят к тому, что именно «неотключаемые потребители» чаще всего имеют самую большую дебиторскую задолженность.

2. Отсутствие со стороны исполнителей коммунальных услуг (управляющих компаний, ТСЖ) гарантий своевременного и полного исполнения обязательств перед ресурсоснабжающими организациями.

Управляющие компании ЖКХ являются посредниками между жильцами дома и компаниями, предоставляющими населению услуги по энергоснабжению. Задача управляющей компании заключается в том, чтобы аккумулировать денежные средства собственников жилья с целью последующего перечисления платы поставщикам коммунальных услуг. Однако на практике полученные управляющими компаниями денежные средства так и не доходят до ресурсоснабжающих организаций, что является следствием отсутствия гарантий со стороны управляющих компаний по оплате энергоресурсов. Как правило, исполнители коммунальных услуг при наличии крупной дебиторской задолженности перед энергосбытовой организацией инициируют процедуру банкротства, в результате чего все убытки ложатся на ресурсоснабжающую организацию. При этом антимонопольное законодательство запрещает энергосбытовым организациям вводить ограничение потребления граждан в случаях, когда денежные средства поступили на счета исполнителей коммунальных услуг, но не были перечислены энергосбытовым организациям в качестве оплаты за фактически поставленные энергоресурсы. Законодатель предоставляет поставщикам энергоресурсов возможность взыскивать долги с потребителей в судебном порядке и только в рамках исполнительного производства.

3. Нехватка денежных средств для оплаты энергоресурсов у потребителей, финансируемых из бюджета Российской Федерации.

По состоянию на 1 января 2014 года доля неплатежей бюджетных потребителей составляет 6 % (8 млрд руб.) от общей задолженности на рынке электроэнергии. Низкая платежная дисциплина данной категории потребителей прежде всего связана с нехваткой денежных средств, выделяемых государством на оплату электроэнергии, либо ненадлежащим использованием бюджетных средств. Кроме того, бюджетные потребители чаще всего относятся к категории «неотключаемых потребителей».

4. Отсутствие ответственности у потребителей энергоресурсов за невыполнение установленного законодательством порядка введения ограничений поставок энергоресурсов.

Одной из самых главных причин низкой платежной дисциплины потребителей энергоресурсов является отсутствие закрепленной на законодательном уровне ответственности за невыполнение порядка введения ограничения энергоснабжения, невыполнение требований о самостоятельном введении ограничения режима потребления энергоресурсов, а также отсутствие ответственности за нарушение ранее введенного режима потребления и т. д.

    В целях устранения перечисленных недостатков действующей системы платежей за приобретенные энергоресурсы Минэнерго России совместно с Ростехнадзором разработало проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергоресурсов». В рамках настоящей статьи будут рассмотрены изменения, внесенные новым законом в КоАП РФ.

    Федеральным законом от 03.11.2015 № 307−ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов» (далее – Закон) в КоАП РФ введена новая статья 9.22, направленная на ужесточение ответственности за нарушение режима ограничения потребления энергоресурсов в целях укрепления платёжной дисциплины потребителей.

    Следует начать с того, что все девять составов правонарушений, предусмотренных статьей 9.22 КоАП РФ, влекут наступление ответственности в виде административного штрафа:

—  в отношении должностных лиц в размере от 10 тысяч до 100 тысяч рублей или дисквалификацию на срок от двух до трех лет,

—  в отношении юридических лиц в размере от 100 тысяч рублей до 200 тысяч рублей.

    Нужно отметить, что ответственность за нарушение порядка     введения ограничения в той или иной степени существовала и ранее, однако носила скорее гражданско-правовой характер. В то время как статья 9.22. впервые вводит административную меру ответственности за данный вид нарушений. Гражданско-правовая ответственность за нарушение порядка ограничения режима потребления энергоресурсов предусмотрена пунктом 26 Правил введения ограничения[1], согласно которому Исполнитель (субисполнитель), не исполнивший или ненадлежащим образом исполнивший уведомление инициатора введения ограничения о необходимости введения ограничения режима потребления, несет ответственность перед инициатором введения ограничения в размере, равном стоимости электрической энергии (мощности), отпущенной потребителю после предполагаемой даты введения ограничения режима потребления, указанной в уведомлении.

    Ответственность перед потребителем, инициатором введения ограничения, сетевой организацией, иными лицами, которым вследствие несоблюдения порядка введения ограничения режима потребления причинены убытки, несет исполнитель, который вправе предъявить к субисполнителю регрессные требования (пункт 6 Правил введения ограничения).

    Статья 9.22 КоАП РФ предусматривает дополнительную административную ответственность по следующим составам правонарушения:

1. Пункт 1 статьи 9.22 КоАП РФ предусматривает административную ответственность:

— за нарушение потребителем электрической энергии (далее также – э/э) введенного в отношении него полного или частичного ограничения режима потребления электроэнергии,

— за невыполнение потребителем электрической энергии требований о самостоятельном ограничении режима потребления электроэнергии,

— за необеспечение потребителем электрической энергии доступа представителей сетевой организации или иного лица для введения ограничения режима потребления электроэнергии к энергетическим устройствам.

2. Пункт 2 статьи 9.22 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невыполнение сетевой организацией или иным лицом требований:

— о введении ограничения режима потребления электроэнергии в отношении потребителей электрической энергии, при отсутствии предусмотренных законодательством об электроэнергетике порядка полного и (или) частично ограничения режима потребления э/э обстоятельств, препятствующих введению ограничения режима потребления э/э,

— о выполнении организационно-технических мероприятий необходимых для возобновления снабжения потребителя электроэнергией, при отсутствии предусмотренных законодательством об электроэнергетике порядка полного и (или) частично ограничения режима потребления э/э обстоятельств, препятствующих возобновлению режима потребления э/э.

3. Пункт 3 статьи 9. 22 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невыполнение потребителем э/э, ограничение режима потребления э/э которого может привести к экономическим, экологическим и социальным последствиям, мероприятий, обеспечивающих:

— готовность потребителя э/э к введению в отношении него полного ограничения режима потребления э/э,

— предотвращение наступления экономических, экологических и социальных последствий вследствие введения такого ограничения.

4. Не менее любопытным представляется введение административной ответственности за не составление актов аварийной брони. Ранее, ответственность потребителя была предусмотрена п. 18  18 Правил введения ограничения предусмотрено, предусматривавшего, что в случае отсутствия у потребителя акта согласования аварийной брони величины аварийной брони определяются гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) по согласованию с исполнителем в размере не менее 10 процентов максимальной мощности соответствующих объектов такого потребителя, а потребитель несет ответственность за последствия, в том числе перед третьими лицами, вызванные применением к нему ограничения режима потребления. Однако придание подобному нарушению свойства публичного нарушения кардинально меняет всю картину.

    Потребители часто уклоняются от составления актов аварийной и (или) технологической брони, поскольку отсутствие такого акта защищает потребителя от введения ограничения режима потребления энергоресурсов. На сегодняшний день в судебной практике сформировался единый подход, согласно которому:

—  если потребитель не оформил акт аварийной и (или) технологической брони, допускается полное ограничение электроэнергии (Постановление ФАС Уральского округа от 25.01.2012 № Ф09−9287/11 по делу № А60−17382/2011). Нужно отметить, что проблем с отключением потребителей от энергоснабжения не возникает в случае наличия у потребителя акта согласования аварийной и (или) технологической брони. В частности, согласно пункту 17 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, в случае наличия у потребителя акта согласования аварийной и (или) технологической брони ограничение режима потребления энергоресурсов допускается с соблюдением процедуры, предусмотренной Правилами введения ограничения;

—  если у потребителя, относящегося к неотключаемым, отсутствует акт аварийной и (или) технологической брони, ограничение не допускается (Постановление Президиума ВАС от 04.03.2014 по делу № А76−11876/2012). Дело в том, что Правила функционирования розничных рынков электроэнергии предусматривают возможность включить в договор энергоснабжения условие об обязанности потребителя представить акт поставщику электроэнергии в течение 5 дней с момента его составления, однако ответственность за неисполнение такой обязанности законом не предусмотрена.

    На практике попытки энергосбытовых организаций самостоятельно предусмотреть в договоре условие о возможности введения полного ограничения режима потребления энергоресурсов в случае не оформления потребителем акта аварийной и технологической брони не приводят к желаемому результату по следующим причинам:

—  потребители уклоняются от составления акта аварийной и (или) технологической брони, поскольку отсутствие таких документов является защитой потребителя от ограничения режима потребления энергоресурсов. В то же время гарантирующий поставщик лишен возможности обязать потребителя представить названные акты;

—  суды, как правило, признают недействительными подобные условия в договоре энергоснабжения. В качестве примера можно привести Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2011 по делу № А42−3441/2011. В рамках указанного дела суд признал незаконным указание в договоре о полном ограничении подачи энергии в случае неоформления акта аварийной или технологической брони, поскольку акт технологической или аварийной брони представляет собой соглашение сторон о величине возможного ограничения подачи энергии, т.е. не относится к существенным условиям договора, но определяет только порядок его ограничения при установленных законом или договором условиях. Учитывая отсутствие акта технологической или аварийной брони, а также законодательно закрепленного права гарантирующего поставщика обязывать потребителя представить акт аварийной или технологической брони, указание в договоре о полном ограничении подачи энергии в случае неоформления акта признается судами незаконным.

    В целях устранения злоупотреблений со стороны недобросовестных потребителей законодатель в пункте 4 статьи 9.22 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение сетевой организацией или иным лицом, к объектам электросетевого хозяйства которых осуществляется (осуществлено) технологическое присоединение, сроков и порядка согласования уровня технологической и аварийной брони, а также за нарушение потребителем электроэнергии или субъектом электроэнергетики установленных законодательством об электроэнергетике требований:

—  о составлении актов согласования технологической и аварийной брони,

— о направлении таких актов для подписания сетевой организации или иному лицу, к объектам электросетевого хозяйства которых осуществляется (осуществлено) технологическое присоединение энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики потребителя электрической энергии или субъекта электроэнергетики.

5. Ранее нами указывалось, что проблемы неплатежей недобросовестных групп потребителей электроэнергии аналогичны проблемам неплатежей потребителей в сфере теплоснабжения, поэтому законодатель в рамках рассматриваемого Закона предусмотрел административную ответственность в отношении недобросовестных потребителей тепловой энергии. В частности, пункт 5 статьи 9.22 КоАП РФ предусматривает административную ответственность:

—  за нарушение потребителем тепловой энергии введённого в отношении него полного и частичного ограничения режима потребления тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя,

—  за невыполнение потребителем требования о самостоятельном ограничении режима потребления тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя,

—  за необеспечение потребителем тепловой энергии доступа представителей теплосетевой организации или иного лица, обязанного осуществлять действия по введению ограничения или прекращения подачи тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, к принадлежащим потребителям теплопотребляющим устройствам.

6. Пункт 6 статьи 9.22 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невыполнение теплосетевой организацией или иным лицом требований об осуществлении действий по ограничению, прекращению, возобновлению подачи тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, предъявленных в соответствии с установленным законодательством о теплоснабжении порядком ограничения и прекращения подачи тепловой энергии, при отсутствии обстоятельств, препятствующих осуществлению такой деятельности.

Стоит отметить, что в целом введение административной ответственности за нарушение ранее введенного в установленном законом порядке режима полного или частичного ограничения режима потребления энергоресурсов должно положительно повлиять на укрепление платежной дисциплины потребителей энергоресурсов. Однако уже сейчас можно предположить, что практика применения дисквалификации в качестве меры наказания в рамках перечисленных составов будет затруднена, поскольку законодатель не уточняет критерии, по которым то или иное противоправное деяние должностного лица (владельца электрической сети) должно повлечь за собой меру ответственности в виде дисквалификации. Кроме того, дисквалификация может быть применена исключительно по решению суда, что делает данную меру наказания менее доступной, поскольку подразумевает затрату большого количества времени, а также соблюдение судебной процедуры. Дисквалификация является малоэффективной мерой наказания еще и потому, что используется как альтернатива административному штрафу, взыскание которого занимает меньшее количество времени и усилий, что делает его более предпочтительным по отношению к дисквалификации.

    Что же касается процедуры рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных пунктами 1–6 статьи 9.22 КоАП РФ, то тут стоит отметить, что Закон дополнил статью 23.30 КоАП РФ, в соответствии с которой органом, управомоченным на рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных пунктами 1–6 статьи 9.22 КоАП РФ, является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный энергетический надзор.

    В соответствии с Приказом Ростехнадзора от 30.01.2015 № 38[2] государственная функция по осуществлению федерального государственного энергетического надзора исполняется непосредственно Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальными органами, то есть Ростехнадзором.

    Нужно отметить, что Ростехнадзор и ранее был правомочен возбуждать административные дела за нарушение требований безопасности в электроэнергетике, что предусмотрено пунктом 5.3.1.6 Постановления Правительства РФ от 30.07.2004 № 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору».

    Поскольку соблюдение уровня аварийной и (или) технологической брони необходимо для поддержания безопасности электроснабжения, органом, уполномоченным на осуществление надзора за выполнением обязанности по оформлению соответствующих актов, является Ростехнадзор.

    Закон вступил в силу по истечении 30 дней после дня официального опубликования[3] и начал действовать с 5 декабря 2015 года, за исключением отдельных положений, вступающих в силу с 01.01.2016.

    Резюмируя вышесказанное, хочется отметить, что принятие данного Закона, в части введения административной ответственности за невыполнение мероприятий, связанных с полным или частичным ограничением энергоснабжения, значительно повысит платежную дисциплину потребителей энергоресурсов, а также сократит количество злоупотреблений со стороны недобросовестных категорий потребителей энергоресурсов, в том числе со стороны «неотключаемых потребителей», исполнителей коммунальных услуг (управляющих компаний, ТСЖ) и иных потребителей.

 


 

[1] Постановление Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии».

[2] Приказ Ростехнадзора от 30.01.2015 № 38 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению федерального государственного энергетического надзора» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.02.2015 № 36293).

[3] Документ опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru – 04.11.2015.

Авторы: Евгений Родин, партнер, руководитель Практики по проектам в энергетике, юридическая фирма VEGAS LEX, Аушева Хава, младший юрист Практики по проектам в энергетике, юридическая фирма VEGAS LEX специально для BigpowerNews

http://www.bigpowernews.ru/markets/document67853.phtml

Россия сможет повысить энергоэффективность экономики на 40 процентов к 2025 году. За последние восемь лет этот показатель повысился на девять процентов, сообщил глава Минэнерго России Александр Новак на IV Международном форуме энергоэффективности и развития энергетики.

Низкий уровень энергоэффективности, как правило, приводит к очень высокой себестоимости энергоносителей, то есть траты на их производство не уменьшаются, а растут. Чем дороже производство конечного продукта, тем он менее конкурентоспособен по сравнению с иностранными аналогами.

 

В 2015 году энергоемкость отечественного производства оказалась выше среднемировых уровней в 1,2-2 раза и выше лучших мировых образцов в 1,4-5 раз. Это означает, что некоторые зарубежные предприятия тратят как минимум вдвое меньше средств, чем российские, что не могло не вызвать обеспокоенность минэнерго.

 

240 миллиардов долларов инвестиций придут в российскую экономику до 2035 года на повышение энергоэффективности

 

"В 2007 году был принят указ президента, устанавливающий цели, которые мы должны достигнуть. Это, в частности, 40-процентное повышение энергоэффективности нашей экономики, - напомнил Александр Новак. - Цели, поставленные в этой программе до 2020 года, мы в силу объективных причин, в том числе сложной экономической ситуации, скорее всего, не сможем выполнить".

 

Задачу мешают решить несколько факторов. Как указано в Энергостратегии России на период до 2035 года, причина замедленного повышения энергоэффективности кроется в структурных сдвигах в экономике и восстановительном росте в промышленности. Если первый фактор практически исчерпал себя, то второй - нет, так как в отрасли в том числе не так много инвестиций, как хотелось бы.

 

В то же время инвестиционный потенциал, к примеру, возобновляемой энергетики очень большой, полагает Александр Новак. "До 2035 года мы планируем привлечь в этот сектор 53 миллиарда долларов, при этом главная роль в развитии технологий возобновляемых источников энергии отводится малому и среднему бизнесу", - подчеркнул министр.

 

В мире к возобновляемой энергетике приковано не меньшее внимание. В течение следующих 20 лет зарубежные компании, по экспертным оценкам, планируют вложить именно в этот сектор вдвое больше средств, чем в электроэнергию на основе ископаемого топлива (нефть, каменный уголь, газ, торф и прочее). Таким образом, в мировой сектор возобновляемой энергетики вольются 5,8 триллиона долларов, подсчитали в минэнерго.

 

Российская экономика до 2035 года сможет получить 240 миллиардов долларов инвестиций в сфере повышения энергоэффективности. Пока же есть ряд проблем, с которыми необходимо бороться. "У нас отставания от мировых лидеров в два-три раза. Это и предприятия самой энергетической отрасли, и алюминиевые предприятия, - указал вице-премьер РФ Аркадий Дворкович. - Лучше, если мы будем производить алюминий на наших предприятиях с использованием дешевых гидроресурсов, чем поставлять энергоресурсы в соседние страны".

 

В этом плане у России есть хороший потенциал поставок за рубеж энергоемких продуктов и товаров, в том числе в Китай, считает вице-премьер. В планах минэнерго до 2035 года - максимально приблизить энергоемкость ВВП РФ к показателям стран Европы, США, Японии и Китая, сделав тем самым отечественный продукт более привлекательным.

 

Первые справочники о наилучших доступных технологиях в различных сферах экономики по повышению энергоэффективности планируют выпустить уже в этом году. Всего их будет десять, уточнил Аркадий Дворкович.

 

"Россия сегодня потребляет примерно миллиард тонн условного топлива и имеет возможность сократить потребление на 20 процентов. Из них около 40 процентов потенциала заложено в сфере жилищно-коммунального хозяйства, - подчеркнул Александр Новак. - Работа по внедрению паспортов энергоэффективности зданий только начата, но в будущем позволит нам принимать решение о покупке, строительстве или модернизации сооружения, определять, насколько они соответствуют современным требованиям".

 

Кстати

 

В первый день работы IV Международного форума энергоэффективности и развития энергетики в качестве участников и посетителей зарегистрировались 11,3 тысячи человек (в 2014 году - девять тысяч), из которых 3,2 тысячи - молодые специалисты, еще около ста - иностранцы.

 

Сегодня пройдет первая встреча министров энергетики стран БРИКС. Они обсудят прогноз потребления энергоресурсов и сотрудничество в сфере технологий, которые делают экономики энергоэффективными.

rg.ru

http://www.energotrade.ru/reviews/2015/11/все-включено.aspx

Правительство РФ предлагает с 1 июля 2016 года вместо социальной нормы на электроэнергию ввести дифференцированные тарифы — чем выше потребление, тем дороже 1 кВт.ч. Соответствующий проект постановления правительства РФ опубликован на сайте правовой информации.

Предполагается, что новый механизм заменит социальную норму, оказавшуюся, по мнению Минэнерго РФ, неэффективной. Соцнорма была введена постановлением правительства от 22 июля 2013 года. Согласно документу, каждый регион в период до 1 июля 2016 года должен был утвердить свой объем социальной нормы энергопотребления. Однако регионы неохотно вводят соцнорму, зачастую утверждая ее завышенные объемы, сообщает ПРАЙМ.

В проекте постановления предлагается следующий диапазон объемов потребления электроэнергии, по которым будут дифференцироваться тарифы: до 150 кВт.ч в месяц, 150−600 кВт.ч в месяц и свыше 600 кВт.ч в месяц на одно домохозяйство.

Для тех, кто попадает в категорию потребления до 150 кВт.ч, тариф на электроэнергию будет снижен на 2% от уровня, который будет применяться с июля 2016 года. Для категории потребителей от 150 до 600 кВт.ч (основная часть населения РФ) тариф будет выше применяемого до 150 кВт.ч на 12%; свыше 600 кВт.ч — на 52%, но не выше экономически обоснованного тарифа на электроэнергию для населения.

Кроме того, предлагается ввести фиксированную абонентскую плату за содержание объектов электросетевого хозяйства в размере 20 рублей на домохозяйство в месяц с последующей индексацией на прогнозный уровень инфляции. За счет фиксированной платы власти РФ намерены снизить объем перекрестного субсидирования.

http://www.bigpowernews.ru/markets/document67455.phtml

Россия обладает достаточными резервами, чтобы не задумываться о вводе новых генерирующих мощностей до 2020 года, также заявил представитель Министерства энергетики РФ.

    Потребление электроэнергии в РФ в 2015 году продемонстрирует рост по сравнению с 2014 годом, однако он будет невысоким — не более 1%, сказал РИА Новости во вторник директор департамента оперативного контроля управления по электроэнергетике Минэнерго России Евгений Грабчак.

 

    "Естественно, мы рост прогнозируем. Но он будет небольшой. Уровень 1% максимум", — отметил собеседник агентства.

 

    Он добавил, что в нынешней ситуации прогнозировать трудно. "У нас основные потребители — это, конечно, промышленность. Все зависит от развития промышленности. Но что необходимо отметить, объем резерва достаточен, чтобы до 2020 года точно не задумываться о вводе новых мощностей, по сути, — только о реконструкции или о придании этим мощностям большей экономической привлекательности", — сказал Грабчак.

 

    В феврале замминистра энергетики Вячеслав Кравченко сообщал, что Минэнерго ожидает нулевого роста энергопотребления в РФ в 2015-2016 годах. "Системный оператор ЕЭС" также ожидал нулевого роста энергопотребления в 2015 году. Что касается упомянутой Грабчаком промышленности, официальный прогноз Минэкономразвития на текущий год — снижение на 1,3%, впрочем до его апрельского пересмотра министерство ожидало более глубокого спада — на 1,6%.

 

    По итогам января-июля 2015 года энергопотребление в РФ, как сообщал "Системный оператор ЕЭС", выросло на 0,2% и составило 597,5 миллиарда кВт.ч.

ria.ru

http://www.energotrade.ru/reviews/2015/8/минэнерго-электропотребление-в-2015-году-вырастет-не-более-чем-на-1.aspx

В Москве прошел семинар (круглый стол) по вопросам внедрения ценозависимого потребления электроэнергии в России, организованный ОАО «Системный оператор Единой энергетической системы» совместно с Центром стратегических разработок.

    В мероприятии приняли участие руководители и специалисты Системного оператора, эксперты из сферы электроэнергетики, представители энергосбытовых компаний и потребителей электроэнергии.

 

   Главная цель семинара – проинформировать его участников о процессе внедрения в России перспективной технологии ценозависимого потребления, формах взаимодействия и обмена информацией о ценозависимом потреблении посредством различных каналов коммуникаций между ОАО «СО ЕЭС» и компаниями малого и среднего бизнеса.

 

    С докладами выступили представители Системного оператора: Заместитель Председателя Правления Федор Опадчий, Советник заместителя Председателя Правления Станислав Корякин и начальник Департамента рынка системных услуг Максим Кулешов.

 

   Семинар организован в рамках работы Координационного совета по развитию технологии ценозависимого потребления, созданного в ходе реализации Программы партнерства ОАО «СО ЕЭС» с субъектами малого и среднего предпринимательства. Данная программа реализуется Системным оператором с 2014 года и включает в себя проведение круглых столов, семинаров и конференций по вопросам внедрения технологии ценозависимого потребления. На сайте Системного оператора функционирует специализированный портал, на котором представлена актуальная информация по вопросам внедрения механизмов ценозависимого потребления в России и за рубежом, размещены регламентирующие документы и декларация о присоединении к Программе партнерства ОАО «СО ЕЭС» с субъектами малого и среднего предпринимательства.

 

   Технология ценозависимого потребления является частью концепции управления спросом, основная идея которой заключается в том, что баланс спроса и предложения на рынке электроэнергии в пиковые часы может быть в равной мере обеспечен как за счет увеличения генерации, так и за счет снижения потребления. Концепция управления спросом в последнее время активно продвигается регулирующими органами и профессиональными сообществами различных стран и предусматривает активное и добровольное участие потребителей электроэнергии в регулировании баланса спроса и предложения исходя из ценовых сигналов на рынке. В соответствии с концепцией управления спросом на основе ценозависимого потребления, потребитель будет принимать на себя обязательства по добровольному снижению потребления при возникновении на оптовом рынке электроэнергии и мощности (ОРЭМ) ситуации, когда снижение спроса приводит к снижению цены для всех потребителей ценовой зоны не менее чем на 1%. В результате выполнения принятых на себя обязательств объем покупки мощности, формируемый по итогам месяца в отношении такого потребителя, будет снижаться на учтенный при проведении КОМ объем ценозависимого снижения потребления.

 

   Как отметил в своем выступлении Заместитель Председателя Правления Федор Опадчий, в других крупных энергосистемах внедрение управления спросом во многом связано с бурным развитием возобновляемых источников генерации с непредсказуемым графиком работы. В России данный механизм целесообразно рассматривать, прежде всего, как способ обеспечения эффективности загрузки электростанций, следствием которого является повышение эффективности функционирования оптового рынка электроэнергии и мощности. Использование механизма ценозависимого потребления в часы максимальных нагрузок, которые могут быть связаны с пиковым потреблением, а также плановым и внеплановым выводом генерации из работы, позволяет уменьшить загрузку наиболее дорогих и неэффективных мощностей, не востребованных в иные часы из-за их высокой стоимости. При этом относительно небольшое снижение спроса может привести к существенному снижению цены на электроэнергию, что позволяет получить экономический эффект всем участникам рынка.

 

    Среди первоочередных направлений работы по внедрению механизма ценозависимого потребления Федор Опадчий выделил создание соответствующей нормативной базы и активную информационную деятельность с целью привлечение потребителей для участия в пилотных проектах. На первом этапе планируется задействовать потребителей оптового рынка электроэнергии, на следующем – внедрять механизм среди розничных потребителей. Реализация второго этапа, по словам докладчика, предоставляет больший ресурс для энергосистемы, однако характеризуется сложностью внедрения, связанной с необходимость консолидации большого числа участников.

 

    Начальник Департамента рынка системных услуг ОАО «СО ЕЭС» Максим Кулешов в своем докладе более подробно ознакомил участников семинара с мировым опытом внедрения управления спросом, а также с первыми шагами, предпринимаемыми в нашей стране.

 

   В частности, ОАО «СО ЕЭС» совместно с крупными производственными компаниями проведены натурные испытания по изменению графиков потребления. В результате были выявлены технологические возможности формирования и выполнения графиков со сниженным уровнем потребления, а также наличие положительного экономического эффекта как для участвующих предприятий, так и для ЕЭС России в целом.

 

   Максим Кулешов особо подчеркнул, что снижение потребления электроэнергии промышленными предприятиями в часы пиковых нагрузок достигается без ущерба для основного производства: за счет перераспределения нагрузки в течение рабочих суток, незначительного изменения технологического процесса, осуществления контроля за режимом работы систем канализации, транспорта, освещения и кондиционирования, а также других методов, исключающих существенные технологические риски.

 

   В настоящий момент подготовлен проект Постановления Правительства «О внесении изменений в Правила оптового рынка электроэнергии и мощности по вопросам ценозависимого снижения потребления».

 

   Данный документ устанавливает принцип добровольного участия потребителей в регулировании баланса спроса и предложения на рынке электроэнергии. Потребитель продает свои обязательства по снижению потребления на конкурентном отборе мощности (КОМ), по аналогии с продажей мощностей генерирующими компаниями, и получает снижение оплаты мощности независимо от количества случаев снижения потребления при условии выполнения взятых на себя обязательств по готовности к изменению графика электропотребления. Проект Постановления предусматривает три программы участия потребителей в зависимости от объемов снижения потребления, устанавливает ограничения по максимальному количеству случаев снижения потребления в месяц и объемам ценозависимого потребления мощности, отбираемым в КОМ, а также вводит финансово-экономическую ответственность потребителей за неисполнение обязательств.

 

   В заключительной части семинара состоялся обмен мнениями, в ходе которого участники выразили заинтересованность в развитии сотрудничества и предложили организаторам свою помощь в дальнейшей проработке вопросов, связанных с внедрением технологии ценозависимого потребления. В частности, было предложено провести анкетирование среди предприятий малого и среднего бизнеса с целью выявления организационных возможностей снижения потребления электрической энергии и мощности без ущерба для производственных процессов и их готовности к участию в пилотных программах.

 

   В ближайших планах Системного оператора проведение еще ряда мероприятий в рамках работы Координационного совета по развитию технологии ценозависимого потребления. В частности, осенью планируется семинар по ценозависимому потреблению с технологическими и ИТ-компаниями, а на конец года запланирована конференция по актуальным вопросам ценозависимого потребления в российской энергетике, с участием представителей органов исполнительной власти, компаний крупного бизнеса, субъектов малого и среднего предпринимательства.

 

energo-news.ru

http://www.energotrade.ru/reviews/2015/7/перспективы-внедрения-ценозависимого-потребления-электроэнергии-в-рф.aspx

Новости энергетики