ОАО «СИБЭКО» получило паспорт готовности к работе в осенне-зимний период 2014-2015 гг.

    Министерская комиссия во главе с заместителем начальника управления энергетического надзора Ростехнадзора Антюховым Александром работала в Новосибирске в течении двух дней с 27 по 28 октября.

В ходе проверки члены комиссии, в состав которой входят представители Минэнерго России, Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, филиала ОАО «СО ЕЭС» Новосибирское РДУ, ГУ МЧС России по НСО и Минпромторга Правительства Новосибирской, лично знакомились с выполнением планов подготовки компании к работе в осенне-зимний период.

Комиссия посетила несколько генерирующих объектов, в том числе ТЭЦ-4 и ТЭЦ-5, на которой была проведена общестанционная противоаварийная тренировка оперативного персонала. Темой тренировки стала отработка аварии на теплосети в условиях низкой температуры наружного воздуха, которую осложняло короткое замыкание питающего кабеля конденсатного насоса 2А, с последующим возгоранием.

Как отмечалось по итогам, персонал был полностью готов к оперативным мероприятиям по локализации и ликвидации техногенной аварии, отработав все мероприятия на «отлично».

По итогу двухдневной проверки комиссия единодушно вынесла высокую оценку готовности всех объектов новосибирской энергосистемы к прохождению осенне-зимнего периода (ОЗП) и установила, что ОАО «СИБЭКО» выполнило все необходимые требования по подготовке к ОЗП.

«Подтверждаю готовность СИБЭКО по всем пунктам как основных, так и дополнительных условий. В ОЗП компания вошла с превышением запаса топлива в два с лишним раза, против установленных нормативов. Это говорит об ответственном подходе общества к надежному прохождению ОЗП. Я свидетельствую о том, что СИБЭКО может быть выдан паспорт готовности», подчеркнул во время подписания итогового документа - паспорта готовности ОАО «СИБЭКО», заместитель председателя комиссии, начальник отдела департамента оперативного контроля и управления в электроэнергетике Минэнерго России Георгий Попов .

В рамках подготовки к ОЗП ОАО «СИБЭКО» выполнены плановые задания по запасам основного и резервного топлива. На 01.10.2014 фактический запас угля составляет 227% от общего нормативного запаса, утвержденного Минэнерго России.

В 2014 на  объектах ОАО «СИБЭКО» реализован большой объем плановых капитальных ремонтов, текущих ремонтов основного и вспомогательного оборудования, зданий и сооружений. Проведены техническое освидетельствование и диагностика оборудования, обеспечена готовность ОАО «СИБЭКО» к выполнению диспетчерских заданий по выработке тепловой и электрической энергии для всех диапазонов температур зимнего периода.

ОАО «СИБЭКО» одна из крупнейших энергокомпаний Сибирского федерального округа, генерирующие мощности которой объединяют пять тепловых электрических станций - ТЭЦ-2, ТЭЦ-3, ТЭЦ-4, ТЭЦ-5 в Новосибирске, Барабинскую ТЭЦ и Бийскую ТЭЦ (ОАО «Бийскэнерго»). Установленная электрическая мощность - 3089 МВт, тепловая - 9 856 Гкал/час.

Лидеры конкурса «Сибирь.ПРО»-2014 побывали на одном из ведущих предприятий энергетики региона – ТЭЦ-5

    Завершились мероприятия, IV Сибирской медиа-недели. Признанные лучшими по итогам конкурса «Сибирь.ПРО»-2014 журналисты Сибирского федерального округа побывали с ознакомительными экскурсиями на крупнейших градообразующих предприятиях региона, в том числе посетили ТЭЦ -5. Пресс-тур для представителей СМИ организовал партнер проекта ОАО «СИБЭКО».

    Новосибирская ТЭЦ-5 – одна из крупнейших тепловых электростанций за Уралом.  Установленная электрическая мощность станции составляет 1200 МВт.  Суммарная установленная тепловая мощность составляет 2730 Гкал/ч.

    В ходе посещения ТЭЦ победители проекта побывали на всех ключевых объектах производственного цикла ТЭЦ-5. По словам специалистов ОАО «СИБЭКО», основными приоритетами для компании являются энергосбережение и повышение энергетической эффективности, снижение техногенной нагрузки от работы теплоэлектроцентралей и улучшение показателей экологической чистоты используемых технологий.

    Как рассказал журналистам главный инженер ТЭЦ-5 Федор Ефремов, в последнее время на объекте реализовано много значимых инвестиционных проектов. В частности, была установлена система шарикоочитки, позволяющая поддерживать в чистом состоянии трубки конденсатора, что повышает экономичность работы энергоблока, а так же снимает ограничения электрической мощности в летний период.

Кроме того, среди  крупных инвестиционных проектов главный инженер выделил работы по наладке размораживающего устройства с электронагревателями (тип «Инфрасиб») и механизированной схемы входного контроля качества топлива. Цель выполнения проекта – оптимизация работ, связанных с разогревом и отбором проб угля. Уменьшение времени разогрева, снижение расхода энергоносителя, сокращение времени маневровых работ, улучшение условий труда и эксплуатации.

    В числе масштабных плановых проектов, реализация которых начнется  на ТЭЦ-5 в следующем году – полная замена каплеуловителей градирни № 2. Реализация проекта даст большой экономический и экологический эффект не только в рамках «СИБЭКО», но и в рамках всего мегаполиса.

 ОАО «СИБЭКО» – крупнейшее предприятие Сибири, обеспечивающее выработку электрической и отпуск тепловой энергии  в Новосибирской области и Алтайском крае. В состав генерирующих объектов компании входят  ТЭЦ-2, ТЭЦ-3, ТЭЦ-4 и ТЭЦ-5, Барабинская,  Бийская ТЭЦ и филиал «Локальные котельные».

    В 2014 году в рамках ОАО «СИБЭКО» учредило журналистскую номинацию «ЭкоПРО», победа в которой присуждается за материал или серию материалов, посвященных теме экологии городской среды, энергосбережению, вопросам рационального природопользования и защиты окружающей среды, добровольческим и волонтерским акциям.

    Номинантом «ЭкоПРО» в 2014 году стал томский журналист издания «Вечерний Томск. Итоги» Владимир Погудин.  

    О конкурсе

Межрегиональный конкурс журналистского мастерства «Сибирь.ПРО» проводится с 2006 года при поддержке полномочного представителя Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе. Проект посвящен ПРОфессионалам в различных отраслях и делается для ПРОфессионалов медиа-индустрии.

Партнеры IX конкурса журналистского мастерства «Сибирь.ПРО»: ОАО «Аэропорт Толмачево», Макрорегиональный филиал «Сибирь» ОАО «Ростелеком», ОАО «СИБЭКО», ОАО «ТГК-11», ОАО «ХК «Сибцем», Сибирский банк ОАО «Сбербанк России».

Информационные партнеры: «Аргументы и Факты – Сибирь», «Вести-Сибирь», Информационное агентство России ТАСС, «Комсомольская правда – Новосибирск», «Metro – Новосибирск», «Честное слово».

Стратегический партнер – Межрегиональная ассоциация «Сибирское соглашение».

Оператор конкурса – Сибирский окружной информационный центр.

«Эксперт РА» (RAEX)  подтвердил рейтинг кредитоспособности СИБЭКО на уровне A+

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» (RAEX) подтвердило рейтинг кредитоспособности (долгосрочной кредитоспособности) ОАО «СИБЭКО» на уровне А+ (очень высокий уровень кредитоспособности), третий подуровень. Прогноз по рейтингу «стабильный».

Положительное влияние на уровень рейтинга оказали умеренно высокие показатели рентабельности по итогам 2013 года (рентабельность активов составила 3,5%, рентабельность капитала – 7,5%), умеренно высокие показатели ликвидности (на 31.03.14 коэффициент абсолютной ликвидности составил 0,13, срочной ликвидности – 0,96, текущей ликвидности – 1,18) и высокий уровень достаточности капитала (по состоянию на 31.03.14 коэффициент достаточности капитала составляет 0,51).

«Для обеспечения надежности и эффективности использования основных производственных мощностей компания ежегодно осуществляет значительный объем капитальных вложений, около 1,5 млрд. руб. Это оказывает положительное влияние не рейтинговую оценку», – отмечает  директор по корпоративным рейтингам «Эксперт РА» (RAEX) Павел Митрофанов.

Помимо этого аналитики агентства отметили высокий уровень диверсификации структуры покупателей (по итогам 2013 года доля крупнейшего покупателя в структуре выручки составила 29%) и структуры поставщиков (по итогам 2013 года доля крупнейшего поставщика в структуре себестоимости составила 16%), высокий объем и надежность страховой защиты и высокие показатели деловой активности по итогам 2013 года.

Кроме того, положительное влияние на рейтинг оказали невысокая доля кредиторской задолженности в структуре пассивов (11% на 31.03.14), высокий уровень информационной прозрачности, а также широкие возможности для привлечения залогового финансирования и высокое качество дебиторской и кредиторской задолженности.

За перенастройку счетчиков из-за зимнего времени заплатят управляющие компании, — Минстрой

Расходы на перепрограммирование электросчетчиков в связи с переходом на зимнее время понесут управляющие организации, сообщает ТАСС со ссылкой на проект постановления Министерства строительства и ЖКХ РФ.

«Перепрограммирование осуществляется за счет средств организаций, с которыми у гражданина Российской Федерации заключен договор на оказание коммунальной услуги по электроснабжению (ресурсоснабжающие организации, территориальные сетевые организации, управляющие организации — в зависимости от способа предоставления коммунальной услуги по электроснабжению)», — говорится в тексте документа.

Как пояснил ТАСС замминистра строительства и ЖКХ Андрей Чибис, все расходы будет нести исполнитель коммунальных услуг. В большинстве случаев это энергосбытовые компании. В другой части — управляющие организации. По его словам, подсчетов по тому, во сколько перепрограммирование будет обходиться организациям, нет. Планируется, что весь процесс будет производиться исполнителем коммунальных услуг одновременно с проверкой показаний технического состояния счетчиков.

«Тем не менее мы закладываем право потребителя вызвать представителя компании, чтобы в течение месяца компания перепрограммировала счетчик. Расходы на отдельные вызовы могут быть заложены в тарифы на последующие периоды, но это незначительные деньги», — объяснил замминистра.

Как поясняется в документе, Минстрой обнаружил риски спекуляции в связи с перепрограммированием счетчиков. Некоторые компании принуждают граждан к оплате этих действий. По словам Чибиса, некоторые сотрудники устанавливали цены, не фиксируя их в каких-либо документах и чеках. «Цены могли варьироваться от 200 до 1,5 тыс. руб. Сейчас мы решили прекратить такие действия. Наши предложения уже согласованы с Министерством энергетики и службой по тарифам, и в ближайшее время мы отразим это в постановлении правительства», — констатировал он.

21 июля 2014 года президент РФ Владимир Путин подписал федеральный закон о возврате к зимнему времени («О внесении изменений в федеральный закон „Об исчислении времени“). Новые нормы вступят в силу 26 октября 2014 года в 2 часа 00 минут, когда состоится перевод стрелок часов. Согласно документу, московское время будет соответствовать третьему часовому поясу в национальной шкале времени РФ UTC (SU) + три часа (сейчас действует UTC (SU) + четыре часа). Всемирное координированное время UTC — стандарт, с использованием которого определяется среднее время по Гринвичу. Закон также устанавливает часовые зоны в России — всего их будет 11 (в настоящее время — девять).

За последние 100 лет система времяисчисления в России менялась семь раз.

8 февраля 2011 года на тот момент президент РФ Дмитрий Медведев объявил о решении отменить с осени 2011 года переход на зимнее время. 27 марта 2011 года Россия перешла на летнее время, а традиционного перевода стрелок часов осенью уже не проводилось. В июне того же года был подписан федеральный закон, определяющий правовые основы исчисления времени в РФ. Согласно документу, часовые пояса в России заменены часовыми зонами. Состав территорий, образующих каждую часовую зону, и порядок исчисления времени в них устанавливаются правительством. 31 августа 2011 года кабинет министров принял постановление, которым было установлено московское время UTC + четыре часа и отменен сезонный перевод часов.

С начала 2013 года Министерство промышленности и торговли России проводило мониторинг влияния летнего времени на здоровье людей. Сегодня только семь регионов России, среди которых Республика Коми, Ненецкий автономный округ, восток Чукотки, живут по поясному (астрономическому) времени. 22 субъекта Российской Федерации опережают свое поясное время на два часа, 54 субъекта — на один час (Западная Сибирь, восток Красноярского края, Камчатка и т. д.). Два новых субъекта РФ — Крым и Севастополь — 30 марта текущего года перешли с киевского времени на московское, напоминает ТАСС.

http://www.bigpowernews.ru/news/document59375.phtml


Еще в ноябре 2013 г. после изменения законодательства ФСК получила возможность взимать плату с генерации за технологическое присоединение: в 2014-2017 гг. это принесло бы компании около 77 млрд руб. и как минимум 20 млрд руб. ежегодно в дальнейшем, оценивал предправления Андрей Муров. Но в результате компания может получить лишь часть этих денег, рассказали«Ведомостям» чиновники Минэнерго и Минэкономразвития. Представитель ФСК это не комментирует. Неутвержденная инвестпрограмма ФСК в 2015-2019 гг. составляет 685 млрд руб.

За счет введения платы за техприсоединение новых энергоблоков к магистральным сетям ФСК надеялась частично покрыть дефицит инвестпрограммы, пострадавшей от замораживания и ограничения роста тарифов в 2014-2017 гг. Прежде АЭС и ГЭС не платили за технологическое присоединение, а тепловые энергоблоки в основном вводятся по договорам о поставке мощности, и стоимость их присоединения оплачивали потребители(в составе цены за мощность). По пути ФСК недавно пошли«Россети», предложив обязать платить за техприсоединение к распределительным сетям(около 74 млрд руб. в 2015-2017 гг.).

Нововведение вызвало протест со стороны энергокомпаний: предправления«Русгидро» Евгений Дод и источник в «Росэнергоатоме» заявили, что не планируют включать плату за техприсоединение в инвестпрограмму. Теперь министерства ищут компромисс. Минэнерго не против новой нормы, но большинство заявок на присоединение компании подали еще до изменения законодательства, а закон обратной силы не имеет, говорит собеседник, близкий к министерству:«ФСК вряд ли сможет собрать плату с таких энергоблоков». Летом Минэнерго подготовило проект поправок, которые позволят не платить за присоединение компаниям, подавшим заявки до 1 января 2014 г. Представитель министерства отказался от комментариев.

Минэкономразвития предлагает разделить обязанность финансирования техприсоединения между ФСК и энергокомпаниями, рассказывает представитель министерства. Было бы правильнее, если энергокомпания будет оплачивать только так называемую«последнюю милю»(участок сети до энергоблока, по данным Минэкономразвития, около 30% стоимости присоединения), а расходы по развитию сети возьмет на себя ФСК, говорит представитель. Если плата за присоединение будет переложена на энергокомпании полностью, это приведет к дополнительной нагрузке на потребителей: регулирование позволяет генерирующим компаниям возвращать инвестиции, в том числе в присоединение, быстрее и с большей доходностью, чем сетям, объясняет он. Окончательные варианты решения этой проблемы Минэнерго должно представить правительству до 15 октября, сообщал кабмин. Представитель«Русгидро» отказался от комментариев. Если правительство решит, что«Росэнергоатом» должен оплачивать присоединение новых блоков, нужно определить и источник финансирования: в инвестпрограмме эти затраты не предусмотрены, говорит представитель.

vedomosti.ru
http://www.energotrade.ru/reviews/2014/10/электростанции-сетям-не-помощники.aspx


Для послевоенной экономической политики  Японии характерна практика выработки средне- и долгосрочных  программ развития отраслей промышленности и всей экономики в целом. Вырабатываются программы на основе достижения консенсуса заинтересованных сторон, а пересматриваются по необходимости в случае изменений в обстановке, чаще эволюционных, но нередко и революционно-знаковых вех. 

Такой вехой в энергетике, не только японской, но и мировой, стала катастрофа на АЭС «Фукусима-1» 11 марта 2011 года. Она побудила руководителей многих стран пересмотреть государственные  энергетические программы, естественно, с точки зрения роли и места в них атомной энергетики. 

В Японии положительный ответ на вопрос «быть или не быть» в стране АЭС был дан лишь в апреле 2014 года, через три года после катастрофы. Задержка обусловлена тем, что атомная энергетика играет   большую и многогранную роль в экономике страны, чтобы отказаться от нее без отрицательных последствий. 

До катастрофы на АЭС «Фукусима-1» в Японии было 54 силовых реактора, которые обеспечивали до 27% потребностей страны в электроэнергии. После катастрофы шесть реакторов АЭС «Фукусима-1» восстановлению не подлежали, а остальные постепенно останавливались на профилактические работы, но не запускались. Требовалось привести их в соответствие с  новыми, весьма более жесткими требованиями безопасности. 

 В результате с сентября  2013 года Япония живет  без атомной энергетики, при этом вполне успешно прошли зимний и летний пики энергопотребления  2014 года. Помогли резервы генерирующих мощностей тепловых электростанций (ТЭС), выводившихся в консервацию при наращивании мощностей АЭС.

 Казалось бы, японские противники атомной энергетики должны были праздновать победу. Однако замена атомной энергетики тепловой в энергетическом балансе страны сразу вызвала ряд проблем. Достаточно сказать, что рост расходов на топливо для ТЭС привел к дефициту торгового баланса, удорожание энергии снизило конкурентность  японской продукции на внешних рынках, повысило счета за энергию граждан. Возникли сложности  с выполнением Японией международных соглашений по сокращению выбросов парниковых газов, подписанных Японией на конференциях сторон (COP) Рамочной конвенции ООН об изменении климата.

Цепочка этих проблем побудила искать новые пути формирования энергетического баланса. Первоочередное внимание уделялось возможности замены мощностей АЭС, не только ТЭС, но и  возобновляемыми  источниками энергии (ВИЭ). Следует отметить, что это направление энергообеспечения предлагалось чаще политиками, специалисты-энергетики такую возможность выдвигали весьма осторожно. Обращено внимание и на уже проверенное средство, как энергосбережение во всех сферах производства, в быту и бытовой технике.

Система «зеленых» тарифов

Наиболее значимым в плане развития альтернативной энергетики  было принятие с июля 2012 года системы «зеленых» тарифов. Основная цель системы – ускорить внедрение ВИЭ через привлечение в их развитие частных средств. В соответствии с  системой «зеленых» тарифов 10 региональных электроэнергетических компаний (РЭЭК) страны были обязаны покупать по весьма высоким фиксированным  расценкам энергию, генерируемую солнечными, ветровыми и другими ВИЭ.

 Из всех видов ВИЭ наиболее привлекательным с точки зрения отдачи на капиталовложения было строительство солнечных электростанций (СЭС). Уже через год-полтора после введения «зеленых» тарифов на закупку энергии от ВИЭ в СМИ стали  писать о «солнечном буме». 

Расценки за солнечную энергию в 2012 финансовом году были установлены в 42 иены за 1 кВт-ч. Затем они снижались с начала каждого финансового года, но прежние сохраняются  неизменными с момента подписания контракта на весь его период (10–20 лет). В  2013 году до 38 иен за кВт-ч, в 2014 финансовом году до 35 иен за 1 кВт-ч. Это  выше, чем тарифы для потребителей. 

В системе «зеленых» тарифов есть несколько положений, которые расширяют сферу ее применения до мелких владельцев солнечных панелей. Первое время странными на вид в глазах репортеров казались появлявшиеся на пустошах по всей стране аккуратные ряды солнечных панелей, при этом каждый ряд имеет отдельный столб с электрооборудованием. Оказалось, что процедура оформления и список необходимых документов для регистрации индивидуальных  СЭС мощностью до 49 кВт  значительно меньше, чем для СЭС мощностью 50 кВт и больше, а главное, меньше эксплуатационные расходы. Поэтому  крупные СЭС стали делиться  на несколько мелких, каждая из которых имеет своего индивидуального владельца. В сетях Интернет появились  рекламные ролики с приглашением индивидуальных инвесторов приобрести СЭС мощностью 49 кВт. Цена 20 млн иен. Окупается за 7–8 лет. Реклама рассчитана на выходящих на пенсию лиц, которые получают примерно такое выходное пособие. 

Подобная система действует в ряде стран Европы, но в Японии принудительная закупка энергии возобновляемых источников более обременительна для РЭЭК. Отмечается, что закупочные цены в Японии более чем в два раза выше в сравнении со странами Европы, несмотря на то, что, как можно видеть, расценки снижались регулярно, раз в год.

С другой стороны, закупки по фиксированным ценам позволяют РЭЭК законно повышать тарифы. Что они и делают. Финансовые нагрузки на домовладельцев и бизнес растут, констатируется в СМИ. Если многие компании, фирмы Японии и даже  простые граждане входят в бизнес генерации ВИЭ в расчете  на высокие  доходы на вложенный  капитал, то рядовым потребителям приходится мириться с тем, что они финансируют развитие ВИЭ через повышение тарифов, пишет газета «Иомиури». 

Япония возвращается в лидеры 

Нельзя сказать, что правительство ЛДП, находясь во власти,  не уделяло внимания развитию солнечной энергетики. 10–15 лет назад  Япония была на первом месте в мире по инвестициям в солнечные электростанции (СЭС), хотя и по большей части маломощные, рассчитанные на местные условия. В Японии преобладают индивидуальные дома на одну семью даже в  мегаполисах. Именно такие дома стало выгодно оснащать индивидуальными солнечными батареями. Благодаря этому Япония вышла в лидеры на  мировом рынке солнечных панелей. Но постепенно ее  оттеснили на четвертое место соответственно Италия, США,  Германия. Китай медленно, но стабильно продвинулся на пятое. 

После катастрофы на «Фукусиме-1» и особенно с принятием системы «зеленых» тарифов Япония резко нарастила темпы роста производства солнечных панелей в стоимостном выражении,   и по подсчетам американской консалтинговой  компании  IHS, в текущем году продажи их составят 22,9 млрд долл. В США будет стабильный рост до 17,6 млрд долл. Китай также сохранит стабильный рост до 10,6 млрд долл. Германия  же сократит производство с 20,7 до 6,1 млрд  долл. Италия с первого места откатится на пятое при сокращении производства с 22,1 млрд  долл.  до 2,2 млрд  долл. 

Судя по сообщениям  печати, Япония становится привлекательной страной для строительства СЭС иностранными компаниями. В марте специализирующаяся на строительстве СЭС  китайская компания Sky Solar в префектуре Тотиги начала возводить СЭС мощностью 2000 кВт.  Компания строит СЭС более чем в 20 странах. В  Японии руководство компании планирует за три года построить 126 СЭС общей мощностью 400 тыс. кВт.

Страны Европы и США также нацелены на японский рынок СЭС. Так, американская компания Greenpower Capital LLC, которая специализируется на разработках и продажах СЭС за счет собственного финансирования, намерена за предстоящие три года инвестировать в Японии  180 млрд  иен в СЭС общей мощностью 500 тыс. кВт. Япония стала основным объектом инвестирования, и компанией уже подобрано 15 мест для строительства СЭС. Такая привлекательность японского рынка  СЭС оправдана тем, что в Японии  закупочные тарифы на их энергию – самые высокие в мире. В 2012 году, первом году действия «зеленых» тарифов, они были более чем в три раза выше, чем 13 иен за кВт-ч, установленные  в Германии и Италии в то время. В результате на японский  рынок СЭС, по подсчетам компании IHS, в 2013 году приходилось  более четверти глобального рынка. 

ЛДП формулирует свою политику, но осторожно

Ожидаемые выборы в нижнюю палату парламента Японии прошли в декабре 2012 года. ДПЯ, как и ожидалось, потерпела поражение. Правительство сформировало ЛДП в коалиции с партией «Новая Комэйто». ЛДП пошла на коалицию, несмотря на то, что завоевала в нижней палате комфортное большинство, позволявшее сформировать однопартийный кабинет. Обусловлен этот маневр ЛДП был тем, что предстояла череда важных выборов – в токийский муниципалитет, в верхнюю палату парламента, губернатора Токио. Совместные выступления давали преимущество в предвыборной борьбе. Кроме того,  коалиция обеспечивала надежное прохождение в парламенте важных для ЛДП законопроектов.

В то же время по подходам к развитию энергетики коалиция ЛДП–«Комэйто» на первый взгляд кажется нелогичной. Руководство ЛДП после победы партии  на выборах в верхнюю палату в декабре 2012 года начале без прежних опасений демонстрировать  свою поддержку атомной энергетики, невзирая на  антиядерные настроения избирателей, которые сохранялись и даже усиливались. 

В свою очередь, «Новая Комэйто» выступала за  необходимость свернуть атомную энергетику.  Наиболее вероятно, что руководство ЛДП, идя на  союз с «Новой Комэйто», рассчитывало смягчить в глазах избирателей свой проядерный курс.

Межпартийные переговоры членов коалиции по согласованию текста документа об энергетической политике были продолжительными, а завершились, можно заметить, всего через полтора месяца  после прошедших в феврале  2014 года выборов губернатора Токио. 

В начале апреля 2014 года правительство коалиции ЛДП–«Комэйто» приняло Национальную  энергетическую программу. В ней атомная энергетика декларируется как «важный базисный энергетический ресурс». Однако, как отмечалось в СМИ, доля атомной энергии в энергетическом балансе не была определена даже приблизительно как  цель. В СМИ со ссылками на разные источники объясняется это тем, что трудно предсказать,  когда и сколько реакторов возобновит работу.

Перспективы атомной энергетики в Японии (АЭС)

Программа составлена как компромисс.  В ней нет упоминания об отказе от атомной энергетики, чего хотели бы противники АЭС. Но она и не определяется как «важнейшая составляющая» энергетического баланса, как хотели сторонники проядерного курса. Исходя из этого атомная энергетика в долгосрочном плане с перспективой внедрения замкнутого цикла использования топлива, можно полагать, рассматривается как квазиотечественный энергетический ресурс. 

С июля 2013 года заявки на проверки  соответствия новым требованиям безопасности были поданы на 19 реакторов. В августе 2014 года получили сертификат безопасности два реактора. Но они еще не запущены. Нет согласия местных властей на запуск, поскольку руководством компании не разработан убедительный план эвакуации населения из 30-километровой зоны на случай катастрофы. 

То, что запуск первых реакторов состоится в ближайшее время, сомнений нет, но доля атомной энергетики в энергетическом балансе будет определена с учетом в первую очередь экологических моментов. О последнем свидетельствует заявление главы Министерства экономики, торговли и промышленности Японии Тосимицу Мотэги. 19 августа 2014 года он заявил, что решение по этому поводу будет принято после намеченной на осень 2015 года в Париже конференции сторон рамочной Конвенции ООН об изменении климата (COP-21).

Экологический  фактор,  по всей видимости, будет играть определяющую роль в энергетической политике Японии в ближайшие годы,  целью будет  снижение доли ТЭС в энергетическом балансе.  Доля атомной энергетики в энергетическом балансе страны будет зависеть от того, в какой мере ТЭС смогут быть заменены ВИЭ.

Перспективы развития ВИЭ

До катастрофы на «Фукусиме-1», в 2010 году, на ВИЭ, включая ГЭС, приходилось 9,6% всей вырабатывавшейся в стране электроэнергии, на АЭС – 28,6%, на все виды ТЭС – 61,8%. После катастрофы, в 2012 году, доля ТЭС увеличилась до 88,4%. Доля ВИЭ незначительно возросла – до 10,0%. В принятой в апреле Национальной  энергетической  программе конкретные проценты определены только для ВИЭ. Их доля должна возрасти к 2020 финансовому году до 13,5%, а к 2030 году до 20,0%, что, с учетом ввода реакторов АЭС,  позволит снизить долю ТЭС в вырабатываемой в стране энергии  примерно до уровня 2010 года. 

Как можно видеть, основной акцент в энергетической программе Японии делается на развитие ВИЭ и в первую очередь на строительство СЭС. Весьма активно в проектах строительства СЭС участвуют местные органы власти, предоставляя пустоши и неудобные земли в качестве инвестиционной доли в проекте или сдачи земли в аренду. Это укрепляет финансовое положение муниципалитетов.

Ряд муниципалитетов считает, что в сравнении с прямыми капиталовложениями  в СЭС более эффективны меры по стимулированию капиталовложений.  Так, администрация Токио разработала программу,   по которой Токио к 2020 году должен получать 29% потребляемой энергии от ВИЭ, и разместила на своем сайте рекомендации, как в полной мере получить выгоду от установки солнечных панелей. Это не плод кабинетных фантазий. Предварительно  администрация израсходовала 50 млн  иен на аэрофотоснимки около 2,6 млн  строений столичной префектуры и на основе их анализа составила рекомендации, где наиболее выгодно и с большей отдачей размещать солнечные панели.

 Таких примеров много. В результате, по данным Агентства по природным ресурсам и энергии, с июля 2012 по октябрь 2013 года общие мощности  СЭС в стране уже возросли  на 90%, до 5,6 млн  кВт. 

Другие виды ВИЭ ждут своего часа 

Главное преимущество солнечной энергии перед другими видами ВИЭ в том, что требуется всего несколько месяцев для возведения  крупных СЭС, и даже мегакомплексы монтируются не более года. На подбор места для размещения комплекса турбин ветровых электростанций (ВеЭС) и  оценки участков с точки зрения экономической целесообразности и возможного нанесения вреда окружающей среде требуется четыре-пять лет. Тот же главный недостаток и у геотермальных электростанций (ГтЭС). Только подбор их места по срокам в два-три раза больше, поскольку часто требуется контрольное бурение.

Тем не менее, по оценке японских специалистов, ВеЭС и ГтЭС, исходя из критерия стоимость–эффективность, более перспективны в сравнении с СЭС,  и в ближайшие годы инвестиции переместятся на них, в первую очередь в ВеЭС. 

Причина  предпочтения та же, что и с СЭС, более короткие сроки строительства, а потенциал ВеЭС в Японии весьма большой. По оценке  Министерства экологии, потенциал только прибрежных ВеЭС оценивается в 1600 ГВт, что в 10 раз больше, чем солнечных, и в 100 раз больше, чем геотермальных. В прибрежных регионах ветры более стабильны, размещать ВеЭС предпочтительнее в море, не занимая  территорию берега. 

Что касается ГтЭС, то согласно данным Агентства по природным ресурсам и энергетике, Япония по их потенциалу в 23,4 млн кВт занимает третье место в мире после США и Индонезии.  

По данным МЭТиП, около 20 районов в стране уже рассматриваются как возможные места размещения ГтЭС потенциальными инвесторами от торговых домов, нефтяных компаний и местных  администраций, пишет газета «Майнити». Кроме этого еще 42 района рассматриваются как перспективные на изыскания. 

В десятках мест  уже начались подготовительные работы, хотя и с  акцентом на ГтЭС малой и  средней мощности. Первые, как ожидается, начнут вводиться в строй уже в 2015 году, правда, все мощностью менее 15 тыс. кВт. Они рассчитаны на обеспечение электроэнергией по низким тарифам  отдельных кварталов, поселков,  туристических комплексов у горячих источников. 

Из крупных проектов по использованию геотермальной энергии, сообщалось в планах компании «Идэмицу Косан», планируется построить ГтЭС мощностью 270 тыс. кВт в префектуре Фукусима, в национальном парке Бандай-Асахи, в районе активной вулканической деятельности. Это четверть одного атомного реактора. Последний раз ГтЭС сопоставимой мощности была запущена в Японии в 1999 году. 

 Здесь же подбирают место для строительства ГтЭС еще восемь компаний. Общие их инвестиции оцениваются в десятки  миллиардов иен. 

МЭТиП выделяет около 9 млрд  иен (198,5 млн долл.) на геологические исследования. Ожидается участие в финансировании местных властей.

ng.ru

http://www.energotrade.ru/reviews/2014/10/японская-энергетика-зеленеет.aspx

© ОАО «СИБЭКО», 2011. Все права защищены. Реквизиты | Тарифы | Объявления
Российская Федерация, 630099, г.Новосибирск, ул.Чаплыгина, 57
Контактный телефон:(383)289-19-59
Факс:(383)223-86-36
E-mail: kanc@sibeco.su
Компания | Деятельность | Акционерам и инвесторам | Потребителям | Кадровая Политика
Пресс-центр | Контакты | Карта сайта